Задолго до того, как у меня появились дети, я знала, что хочу вырастить не просто ребенка, предпочитающего здоровую пищу, но и делающего это интуитивно. Ребенка, который, став взрослым, выбирал бы еду в равной степени для удовольствия и для здоровья, руководствуясь внутренними побуждениями. Чего я совсем не ожидала, так это трудностей, возникших на этом пути.

Однако, за каждым препятствием при воспитании интуитивного едока стоит невероятная польза. Когда вы сфокусируетесь на пользе, вы не сможете представить кормление вашего ребенка каким-либо другим способом.

Но сперва, давайте определимся, кто такой интуитивный едок?

На основе 10 Принципов интуитивного питания Эвелин Триболи и Элизы Реш (авторов Интуитивного питания) Трейси Тилка разработала шкалу интуитивного питания (шкала ИП), положив тем самым начало исследованиям в этой области. Тилка определяет интуитивное  питание следующим образом:

Люди, которые едят интуитивно, не озабочены едой или диетами и не навешивают на еду ярлыки «хорошая» или «плохая». Хотя вкус важен, они часто выбирают еду для улучшения функционирования своего тела. Они осознают и доверяют внутреннему голоду своего тела и сигналам сытости и используют эти сигналы для определения того, что и сколько съесть.

Существует три ключевых элемента Интуитивного питания. Они описаны в таблице ниже. Последняя колонка соотносит эти составляющие с родительскими практиками кормления.

Элементы ИП

Что это

Почему

Как относиться к питанию

Безусловное разрешение есть

Никакая еда не является запрещенной и не ограничивается

Меньше вероятность переедания или импульсивного обжорства

Нейтральное представление еды вместо навешивания ярлыков «плохая» и «хорошая»

Еда больше по физическим, чем по эмоциональным причинам

Употребление еды по причине голода и для удовольствия, а не от скуки, беспокойства, эмоциональных причин или привычки (машина, телевизор, ночью)

Меньше переедания и фиксации на еде

Прием пищи в определенное время в определенном месте вместо постоянного перекусывания или использования еды для вознаграждения или наказания

Опора на чувство голода и сигналы насыщения

Доверие внутренним сигналам для определения того, что и сколько есть

Люди, не доверяющие себе, теряют способность регулировать собственное питание и более склонны к набору лишнего веса, эмоциональному питанию и диетам.

Следование Разделению Ответственности (РО)* Сэттера, позволение детям выбирать еду и ее количество из предложенного родителями вместо контролирования или попустительских практик кормления

Источник: Tylka and Kroon 2013J of Counseling Psych

*http://ellynsatterinstitute.org/dor/divisionofresponsibilityinfeeding.php

Учитывая все это, ниже приведены часто встречающиеся препятствия и преимущества интуитивного питания.

Препятствие №1: Дети не всегда едят так, как вам бы хотелось. Когда дети ковыряются в еде или медленно принимают новую и здоровую еду, следование принципам Разделения Ответственности может быть трудным. А когда вы видите, как другие родители говорят своим детям, что и сколько есть – и дети слушаются – вы можете начать сомневаться в данной идее.

Преимущество: Если вы не вмешиваетесь в то, что и как ест ваш ребенок, у вас появляется четкая картина того, что ему нравится и что он выбирает за столом. Эта информация помогает вам подобрать различные способы приготовления и подачи еды, а также то, как вы будете говорить о еде, так что дети могут постепенно начать есть все больше разных блюд по собственной инициативе. Рассматривайте это как направление и стимулирование ребенка, а не жесткий контроль.

Препятствие №2: Есть соблазн использовать еду в качестве воспитательного средства. На сайте клуба Yummy Mummy, диетолог Сара Реммер пишет о том, почему родителям  не стоит использовать еду в качестве воспитательного средства.  Этому соблазну трудно сопротивляться, потому что, как вы понимаете, это работает.  Когда вы обещаете любимую еду за хорошее поведение или лишаете ее ребенка, он начинает вести себя так, как вы этого хотите.

Преимущество: Недавнее исследование объясняет, почему данный подход противоречит интуитивному питанию: дети с большой долей вероятности едят в ответ на неприятные эмоции. Дети-дошкольники (5-7 лет), немного расстроенные (им сказали, что не купят обещанную ранее игрушку), больше перекусывали, если их родители использовали еду в качестве поощрения или ограничивали потребление каких-то продуктов по причинам, связанным со здоровьем, когда им было 3-5 лет.  

Когда вы замечаете, что ваш ребенок ест ради удовольствия и по причине голода, а не потому, что «вел себя хорошо» и не для заедания неприятных эмоций, становится очевидно, что лучше не попадать в ловушку использования еды как средства воспитания. 

Препятствие №3. То количество еды, которое ест ребенок, не всегда будет вас устраивать. Иногда очень сложно принять то, сколько ребенок съедает, особенно, если это меньше или больше среднего. Но давайте будем честными, с любым ребенком может быть непросто в этом отношении! Многие родители стремятся к тому, чтобы ребенок не был голоден в неподходящее время или же не могут принять то, сколько чадо съедает сладостей… в любое время!

Преимущество: Когда вы последовательно предлагаете еду и позволяете детям самим решить, сколько съесть, вы будете поражены тем, насколько хорошо они могут регулировать потребление пищи (ключевое слово здесь – последовательно). В одном исследовании школьников средних классов, где использовалась шкала интуитивного питания,  обнаружилось, что те, у кого было больше баллов по шкале ИП, имели более низкий индекс массы тела, меньше неудовлетворенность собственным телом и меньше находились под давлением идеи похудеть и, в целом, были более удовлетворены жизнью. Больше об этом исследовании интуитивного питания  можно узнать здесь.

Если вас волнуют параметры тела вашего ребенка, сверьтесь с таблицами роста и веса. Если каждый год они последовательно попадают на большую или меньшую процентиль, тогда попытка изменить эту траекторию может стать очень трудной задачей. Но если есть резкие скачки в любом направлении, возможно, пора проконсультироваться с детским диетологом.

Препятствие №4. Такое питание может идти вразрез с тем, как вы едите сами. В исследовании, опубликованном в  Клинической Педиатрии, матери детей от 2 до 5 лет, которые полагались на свое собственное чувство голода и сигналы насыщения, были более склонны позволять то же самое своим детям. Если интуитивное питание далеко от того, как питаетесь вы сами, вам может быть непросто разрешить своим детям питаться таким образом.

Veggie crudite platter with three different dips

Преимущество: Когда возникает подобная проблема, для вас могут открыться новые перспективы. В «Питании без страха» Мишель Мей подробно описывает, как дети вдохновили ее изменить отношение к еде:

Мишель Мей, дипломированный врач, автор книги Ешьте то, что вы любите, любите то, что вы едите, имела лишний вес в детстве, сидела на диетах в юности и боролась с едой и перееданием во взрослом возрасте. Она с изумлением наблюдала, как ее муж и двое детей с легкостью могли регулировать потребление пищи и не были одержимы едой. Это вдохновило ее на то, чтобы забросить диеты и начать доверять себе в вопросах еды (она называет это возращением к «инстинктивному питанию). Такой подход оказался настолько освобождающим и эффективным, что она посвятила свою карьеру помощи другим на этом пути.

Препятствие №5. Вы будете чувствовать себя отличающимися от других в вопросах питания. Без сомнения, временами вы будете чувствовать себя не в своей тарелке, воспитывая интуитивного едока. Возможно, вы будете ощущать  гневные взгляды других родителей или членов вашей семьи. Или вы можете начать сомневаться в себе, о чем говорится в препятствии №1.

Преимущество: Это препятствие на самом деле является скрытой выгодой.  Причина, по которой вы чувствуете  себя отличающимся от других, это то, что вы пытаетесь вырастить ребенка, который ест отличным от других образом.  Это неплохо, правда?  Конечно, я надеюсь, что все больше и больше людей  осознают пользу воспитания интуитивных едоков, но такой подход все еще мало распространен. Общество пока больше сконцентрировано на том, чем кормить детей, а не как их кормить. 

 

Перевод выполнила Елена Тихонова,
консультант по ГВ
специально для СППМ