В данной статье мы хотим поделиться размышлениями о том, почему естественный прикорм для ребенка более предпочтителен и почему он является естественным партнером грудного вскармливания.

Давайте для начала остановимся на терминологии и определимся, какое значение мы вкладываем в понятие «естественный прикорм». К слову сказать, данный термин не имеет строгого научного определения. В широком смысле, под ним подразумевается введение прикорма, являющееся для малыша более естественным, физиологичным, таким, к которому ребенок шел эволюционно на протяжении тысячелетий. Последние годы термин этот получил широкое распространение в мире в противовес прикорму, рекомендуемому педиатрами (строгий учет веса съеденного, точное время кормления, гомогенизированная консистенция пищи).

Ввиду отсутствия точной терминологии, кто-то называет естественным педагогический прикорм, для кого-то идеи Baby Led Weaning являются более естественными, а кто-то вырабатывает собственную систему, естественную для своей среды проживания, своих семейных традиций и своей ниши питания.

Тем не менее, даже не имея четкого определения, мы попытаемся выделить основные черты естественного прикорма.

Его главными идеями, на наш взгляд, являются следующие:

1. Естественный прикорм не вытесняет грудное вскармливание, не замещает его, а параллельно идет рука об руку с ГВ, дополняя его.

2. Основная цель естественного прикорма – ознакомительная, адаптивная. Ребенок постепенно знакомится и приучается есть те продукты, которыми он будет питаться в дальнейшем.

3. Ребенок является активным участником процесса питания.

4. Организм ребенка дозрел, малыш проявляет интерес не к столовым приборам, а к еде.

5. Полное исключение «насилия», даже в виде игр.  

Список можно продолжить, да и любой из этих пунктов можно расширить и по каждому написать отдельную статью. Но наша цель не в этом. Мы хотим рассмотреть, почему именно естественный прикорм является наиболее предпочтительным для ребенка.

Начнем с грудного вскармливания. Это первый вид естественного питания, с которым сталкивается большинство новорожденных. Буквально с первых минут рождения малыш учится насыщать себя. Самоприкладывание (природное прикладывание) – термин все чаще звучащий последние годы из уст консультантов по ГВ. Что это – новомодное веяние? Да, нет – навык, имеющий тысячелетнюю историю. Новорожденный, лежащий на животе у мамы, может добраться до груди, отыскать сосок по запаху и приложиться. Этим навыком обладали новорожденные и 100 лет назад, и 500, и 1000. Обращаем ваше внимание, что только что родившийся ребенок в состоянии проделать это все самостоятельно практически без помощи матери. Чаще всего именно в этом положении, без постороннего вмешательства захват получается идеальным для малыша.

Далее он учится самостоятельно добывать молоко, контролировать силу захвата, регулируя тем самым количество получаемого молока, учится слушать свое тело, различая сигналы голода и насыщения. Малыш учится самостоятельно контролировать время питания и даже состав молока, учится выбирать темп его поглощения. Последние десятилетия консультанты по ГВ и медицинские организации большинства стран мира сходятся во мнении, что кормление грудных детей должно происходить по сигналам ребенка (более распространенный термин в русскоязычной среде – «по требованию»), ведь ребенок лучше любого врача знает, когда он голоден, а когда насытился. Здесь не может быть никаких временных ограничений (в то же время, 30-40 лет назад педиатры рекомендовали держать ребенка у груди не более 15 минут и кормить не чаще, чем раз в 3 ч).  При кормлении по сигналу, ребенок является активным участником процесса питания с самого рождения.

Почему же, по мнению некоторых «экспертов», все должно измениться ровно в 6 месяцев?

Здравый смысл подсказывает, что если за первые 6 месяцев жизни ребенок прекрасно сумел овладеть наукой питания из груди, научился слушать и слышать сигналы своего тела, то и в дальнейшем легко сумеет справиться со вторым этапом процесса питания – адаптацией ко взрослому столу. Естественный прикорм подразумевает именно постепенную адаптацию с продолжением наблюдения за сигналами ребенка. Когда мать кормит грудью по сигналу, она позволяет ребенку установить подходящий ему самому режим кормлений. Мать и ребенок едины в своей системе общения, они доверяют друг другу. Таким образом, постепенно складывается гибкая, но предсказуемая модель отношений, возникающая на основе потребностей и особенностей характера самого ребенка. Именно такая система отношений не даст матери пропустить готовность своего малыша к введению прикорма. Физическая готовность – важный критерий естественного прикорма. Не возраст ребенка играет роль, а именно его физическая готовность (ребенок умеет сидеть, умеет брать предметы, ослабел защитный и рвотный рефлекс, проявляется яркий пищевой интерес). Согласитесь, крайне нелепо выглядит рекомендация начинать прикорм в определенном возрасте, не учитывая особенности развития малыша. В 5 месяцев и 30 дней ребенок еще не был готов к приему пищи, а прошла ночь, исполнилось ровно 6 месяцев и утром ребенок вдруг показал полную готовность по всем признакам. Так бывает только в книгах. В жизни дети развиваются в индивидуальном темпе и готовность к получению твердой пищи наступает в разном возрасте. Например, у детей склонных к аллергии, готовность принимать твердую пищу появляется позже в результате действия встроенного защитного механизма, и мы не можем это не учитывать. Предлагая ребенку познакомиться с твердой пищей после дозревания систем его организма (нервной, ферментативной и т.д.), мы следуем его физиологии, естественному ходу событий.

Неоспоримым плюсом кормления грудью по сигналу является практическое отсутствие в будущем риска переедания, и, как результат, – ожирения. Когда мама видит первые признаки голода у малыша (он поворачивает голову, открывает ротик и т.д.) и не ждет, пока ребенок заплачет, малыш, в свою очередь, учится распознавать эти ранние признаки, слышать себя. В будущем это поможет ему чувствовать первые признаки голода во взрослом возрасте, не заглушать их. Ведь в момент сильного голода пищи съедается значительно больше. Выходит, что при помощи ГВ малыш учится питаться твердой пищей более здоровым способом, прислушиваясь к себе. При введении прикорма естественным способом он сможет попробовать то количество пищи, к которому будет готов, и остановится в момент утраты интереса к еде или в дальнейшем – в момент насыщения.

Адаптивная функция естественного прикорма также играет немаловажную роль и берет свое начало в грудном вскармливании. Женское молоко может менять состав в течение суток и даже в течение одного кормления. Кроме состава может меняться и его вкус. Ребенок с рождения привыкает чувствовать в молоке матери разные оттенки. При введении естественного прикорма у него есть возможность не только продолжить изучение вкусов, но уже и консистенции пищи. В отличие от 100 гр. пюре из кабачка при педиатрическом прикорме, ребенок может пробовать микродозы различных продуктов из маминой тарелки в педагогическом прикорме, либо самостоятельно выбирать понравившуюся пальчиковую еду при Baby Led Weaning. Ребенок продолжает оставаться активным участником процесса питания, как и при грудном вскармливании.

Прием пищи – это процесс получения радости. При насыщении мы ощущаем чувство спокойствия, умиротворения и расслабленности, наслаждаемся вкусами. При естественном прикорме отсутствуют «пляски с бубнами» перед малышом в момент кормления. Родителям не нужно уговаривать съесть еще ложечку «за маму, за папу и за всех родственников». Когда малыш ест не потому что голоден, а потому что его заставляют (пытаясь впихнуть нужные педиатру 100 гр.), все удовольствие от еды пропадает. Ему мешают понять, что есть приятно. Невозможно наслаждаться чем-то по чужому велению.  

Образно говоря, прикорм не вводят родители. Малыш, являясь активным участником процесса питания, сам расширяет свой рацион. При введении естественного прикорма можно не готовиться к новому этапу жизни малыша как-то специально. Просто нужно брать ребенка с собой за стол во время приема пищи. В подходящий момент малыш сам начнет требовать или сразу брать еду из вашей тарелки. Он будет обсасывать ее, облизывать, давить деснами, глотать, просить добавку или выплевывать ее. Так и происходит переход от исключительно грудного вскармливания к общему столу естественным способом. Приблизительно таким он, вероятнее всего, был и 100, и 1000 лет назад. С трудом можно представить себе маму 500 лет назад, гоняющуюся за ребенком с ложкой, под мультики и «самолетики», маму, которая специально готовит ребенку отдельную пищу, перетирает ее блендером и взвешивает на весах, а ребенок при этом покорно сидит в высоком стульчике и ждет очередную ложку кабачка…

Вместе с тем, мы хотели бы подчеркнуть, что каждый родитель имеет право на собственную точку зрения в вопросах введения прикорма. Мы ни в коем случае не агитируем всех вводить прикорм естественным способом, отказываться от пюрированного и баночного питания или игнорировать рекомендации вашего педиатра. Но хотим акцентировать ваше внимание, что ключевые моменты естественного прикорма (физическая готовность ребенка; порции, не замещающие ГВ; отсутствие насилия и т.д.) можно применять и при педиатрическом прикорме.

Хоменко Юлия,
консультант по грудному вскармливанию,
эксперт Проекта ПроГВ,
член Правления СППМ